Заголовок

Техника пения. Как научиться расслабляться?

И.Рамзина | октябрь 2012

Во время выступлений возникает проблема с зажиманием голоса. Речь идет о выступлениях перед публикой. Не имеет значения, насколько сильно при этом я волнуюсь - совсем немного или очень сильно - голос постепенно начинает зажиматься, и, в конце концов, происходит резкий зажим (будто сглотнуть нужно) горла... Наверное, можно это назвать «зажимом»... Такое происходит не только при пении, даже при чтении текста... Ясное дело, что это идет от волнения (хотя сам механизм этого процесса я не понимаю..), однако может быть вы посоветуете, кроме как успокаивать себя психологически и быть уверенной в себе, как с этим можно бороться?

Анастасия


Если вы выступаете достаточно часто, то вряд ли испытываете психологическую «боязнь публики» или разную степень «волнения». Возможно, причина в другом. Или даже ПРИЧИНЫ.

Об этих причинах я пишу на сайте в статье «Физиологический аспект техники вокала».

В первую очередь на функцию вокальную оказывает воздействие группа мышц плечевого пояса и спины. Если они «деревенеют», то это сразу же сказывается на голосе. Я не могу этого «медицински» доказать, поскольку не специалист, но очень хорошо знаю из практики. Даже если вы держите долгое время микрофон так, что «задран» локоть, постепенно напрягается верхняя часть спины и плечи.

Еще одна существенная причина – неосознанное поднимание плеч. Это не только оказывает воздействие на расслабленность в целом, а еще и превращает правильное диафрагменное (нижнее) дыхание в ключичное (верхнее), что уж совсем не годится вокалисту. Вообще вверх от солнечного сплетения ВСЁ у нас при вокале должно быть расслабленным. Работает только диафрагма (она ниже солнечного сплетения, ну или на уровне, здесь нужна не анатомическая, а образная точность) и вокальные связки, причем они - самостоятельно, без помощи каких-либо других мышц, даже мимических.

Увы, контроль расслабленности осуществить по-началу нелегко, привычка свое берет. Вам кажется, что все в порядке, ничего не напряжено, а на самом деле наоборот, ничего не расслаблено! Просто для вас нормой является не расслабленность, а определенная степень напряжения. Оно (напряжение), вернее процессы, которые им вызываются, сказываются на качестве голоса не сразу, а постепенно, что с вами, вероятно, и происходит. Со временем количество переходит в качество всегда скачком, и вот уже «будто сглотнуть нужно», настолько сильна помеха свободной работе гортани. Да и, наверняка, с дыханием одновременно начинаются проблемы, оно становится неглубоким, вдох хочется сделать все чаще…

К той же «основе» нужно относить и попытки петь или говорить громче, чем УДОБНО. Опять возникает неконтролируемое напряжение, которое препятствует СВОБОДЕ звукоизвлечения! Об этом - в статьях «Сила голоса» и «Как петь громче? Вокальная координация».

С такими проявлениями физиологии трудно бороться, не скрою. Рекомендую репетировать выступление обязательно перед зеркалом, контролируя положение плеч и рук. Обратите внимание на выступающих профессионалов – их плечи всегда опущены, а микрофон они держат так, что движения рук не влияют на плечи, то есть руки чаще работают ДО локтевого сустава, а не выше него.

Многие во время исполнения совершают танцевальные движения, которые приводят к перераспределению мышечных усилий во времени, и напряжения статичного, влияющего только на плечевой пояс и спину не происходит, оно «размазывается». Кроме того, в момент совершения какого-либо движения тела певец не поет, это делается в ПРОМЕЖУТКАХ между словами, фразами… Понаблюдайте…

Существует, также, упражнение, даже не упражнение, а способ сбрасывать накопленное во время занятия или выступления напряжение, аккумулирующееся в плечевом поясе и шее, но не только в них. Вот этот способ.


Пользоваться им нужно всякий раз, как ощущается скованность, усталость в этой области тела. А если не ощущается, то есть кажется, как писала выше, что все нормально, а на самом деле – все уже напряглось, стало как камень?

Чтобы не задумываться лишний раз об этом, пока вы не привыкли отличать скованность от свободы по ощущениям, просто применяйте этот способ – «Арлекин», каждые пять минут в паузах между упражнениями или исполняемыми песнями. Лишняя расслабленность не повредит, а вот даже небольшая скованность, зажатость – наверняка, так что здесь лучше ПЕРЕборщить, чем НЕДО

Полезно заниматься ритмикой, фитнессом, танцами, спортом, но, конечно, любительски, поскольку цель – научить тело расслаблению. Словом, полезно все, что ведет к умению быть РАССЛАБЛЕННЫМ! Глубокий диафрагмальный вдох в небольшой паузе тоже очень нужен, само по себе глубокое дыхание расслабляет не только психику, возможно психологическое расслабление связано именно с тем, что в первую очередь происходит физиологическое, мышечное.

Кстати, трудности с освоением высоких звуков зачастую связаны именно с такими процессами.

Когда статья уже была опубликована, одна из посетительниц сайта написала письмо, в котором были такие строки:

«...упражнение по расслаблению я уже посмотрела на «Вокальной механике» и попробовала, здорово, помогает!!! Спасибо! Вы назвали его «Арлекин», а мне очень забавно напомнило, как отряхивается моя собачка (немецкая овчарка) от воды: начинает с морды, потом постепенно все это движение переходит на плечи, на все туловище и заканчивается все кончиком хвоста.»

Тоже верно! Можно и так посмотреть. Возможно, кому-то действительно так будет проще осознать, что же нужно сделать.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика