Заголовок

Бэлтинг – вокальный крик

И.Рамзина | сентябрь 2014

Продолжение темы, начало см. в статье... «Высокие ноты и вокальная техника их создания».

Все девушки и женщины (да и мужчины, чего там) отлично знают, что «звезды» мирового уровня некоторые «участки» своих песен поют особым образом. Один из часто встречающихся вопросов – «Как мне научиться петь высокие ноты грудью»? То есть, налицо иная форма подачи высоких нот, иной способ, технология звукоизвлечения!

Да, иной! В голосе, как показала уже мировая практика и западная вокальная наука допустим и третий механизм звукоизвлечения, отличающийся от классического микста, «риггсовского» связанного голоса, а также фальцета и head voice. И называется он БЭЛТИНГОМ (от англ. to belt out – гнать, шпарить вовсю). Об этом приеме на сайте тоже много написано.

Вы можете увидеть полный список статей о бэлтинге, заглянув в самую первую опубликованную на сайте статью об этом вокальном приеме. С течением времени она (статья) уже потеряла свою актуальность, поэтому основная информация о бэлтинге теперь находится в других статьях, в том числе и в данной, которую вы читаете.

Можно с некоторой долей допущения сказать, что при бэлтинге порог в голосе не обходится, а, как бы, отодвигается выше. Бэлтинговые ноты не могут продолжаться вверх так, как микстовые, постепенно, малозаметно переходя в головной регистр. У любой певицы существует тот же самый предел «грудного» тембра, модального регистра, только он, при использовании такого вокального приема, КАК БЫ отодвигается вверх. Например, при специальном обучении и серьезной практике, средний женский голос может петь «грудным» тембром до Фа второй октавы. А высокий голос – и выше!

Тесситура же большинства «звездных» хитов и не требует от певицы более высоких звуков. Хотя, если требует, певица может спеть их фальцетом, что часто и происходит, но это «оттеняет» смысл, текст, и никогда не выглядит «петухом».

*****

По поводу бэлтинга существует множество разнообразных мнений. Так, в частности, его часто относят к одному из видов микста, при котором просто «грудной» режим работы вокальных складок полностью превалирует над фальцетным. То есть, тонкое фальцетное смыкание в бэлтинге есть, но оно очень слабо выражено, поэтому бэлтинг на слух воспринимается, как «грудь».

По этому поводу спорят даже сами создатели такой вокальной техники – американцы. И, как в любом споре, преобладал «вес» в вокальном обществе того, кто высказывает мнение, до тех пор, пока именно наука, вооружившись приборами, не доказала правоту определенного взгляда на это явление.

Бэлтинг часто путают с женским рОковым микстом, но здесь нужны «тренированные уши», чтобы отличить, иногда, одно от другого. В оценке часто превалирует эмоция, поэтому человечество и не доверяет впечатлениям отдельных своих представителей, давно судя об объективности по выводам неодушевленных «исследователей» - приборов, «мнение» которых неоспоримо.

*****

Однако, как бы то ни было, можно привести вполне жизненный пример. Люблю я «автомобильные» сравнения!

Любой автомобилист выскажется о «Феррари» и «Жигулях» по-разному. Согласны? А ведь в первой присутствуют те же самые «запчасти» - мотор, коробка передач, колеса, кузов, что и во второй машине… Почему же никто не говорит о «Феррари», как о «виде «Жигулей»? Ну, или, наоборот.

«Хрущевская» пятиэтажка и Версальский дворец – в сущности одно и то же. Это ЗДАНИЕ, жилище. Однако, кому в голову придет сравнить одно с другим?

В сущности – все есть подобие друг друга, зачем тогда выдумывать новые термины?

А новые термины обозначают СУЩЕСТВЕННОСТЬ отличий одного от другого! Большой платок мы называем по-прежнему платком, но когда размеры куска ткани становятся чрезвычайно велики, и меняется назначение его использования, мы говорим о скатерти или простыне (или еще о чем-нибудь), не правда ли?

Вот подобное и с бэлтингом, вне зависимости от присутствия или отсутствия при использовании этого приема фальцетного смыкания в механизме работы гортани. Тем более, что вокальная наука уже доказала, что при выполнении этого приема голосовые связки имеют другой вид смыкания (или режим работы), ничего общего не имеющий с фальцетным.

*****

Бэлтинг – именно прием, поскольку применим на определенном участке диапазона. Кроме того, если микст – это такой ВИД звукоизвлечения, который в конкретном случае ничем заменен быть не может, то бэлтинг – может. Можно ведь спеть те же самые ноты, не используя бэлтинга, например - микстом! И «звезды» это умеют делать, бэлтинг – не приговор, хорошая вокалистка споет не только так, но, если необходимо (в другой песне), использует иную технику. То есть, возможности существуют, но, почему-то, хочется именно бэлтинга в некоторых песнях, да?

Разумеется! Ведь вокал - вид искусства! А любое искусство предназначено для воздействия на ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ сферу! А не на какую-нибудь другую… Пусть у Савичевой в этой песне бэлтинг еще… ну, недавно практикуемый, что ли, полубэлтинг (есть и такой термин), однако уже есть.

Бэлтингу нужно учиться. Это не просто. Американцы, создатели такой техники, называют ее «толканием» (pushing) «грудного» регистра в область «головного». Но это не совсем так, бэлтинг - это особая техника звукоизвлечения, базирующаяся на механизме крика.

В классическом пении этот механизм не только не применяется, а даже является вредным, вспомните, предпосылки другие – пониженная гортань, мощный выдох, прикрытие, куполообразное строение внутренней полости рта… Такими способами бэлтинг не получится В ПРИНЦИПЕ!

*****

Последователи классической школы прекрасно знают о «модности», о притягательности этого приема, поэтому можно найти немало попыток его выполнить, доказав, тем самым, что вопреки любым рассуждениям на эту тему, «русская» классическая школа может научить и бэлтингу. Однако, это фарс. То, что имеет под собой абсолютно другие корни (и вокальные – народные традиции афроамериканцев, и физиологические – механизм крика), не может быть в полной мере реализовано методами классической технологии воспитания голоса. И на Западе это давно поняли.

Правда, зачастую, этот прием умеющие его выполнять вокалистки вставляют, куда ни попадя, чуть ли не всю песню стараясь исполнить такой «фишкой». В результате выглядит песня, как голимый ор. Но ведь во всем должна быть мера!

Как всегда, впрочем, существуют исключения из правил. Есть певицы и у нас, кто учился «эстрадной» технике, а потом неплохо стал петь бэлтингом. Однако, справедливости ради, нужно, все же, прослеживать биографию и знать тонкости. Так, например, Юлия Началова, превосходно исполнившая хит Селин Дион, училась такому вокалу вовсе не в России, а в Америке.


*****

Используют ли бэлтинг мужчины?

Да, но это достаточно редкие примеры. Адам Ламберт, конечно, но, во-первых, он учился вокалу в театральной школе (вспомним – технология обучения бэлтингу пошла из бродвейских театров), а, во-вторых, у него возможности голоса выдающиеся. Не зря ведь именно его пригласили заменить Меркьюри в «Queen»! В какой-то степени голос Ламберта – нечто среднее между мужским и женским, словом, это тоже исключение из правил.

Еще один яркий талант - Дэвид Фелпс.


Тем не менее, повторяю, это редкие голоса. Все же высокие ноты, как правило, мужчины поют микстом.

Много вопросов и о том, а чем, собственно, бэлтинг, особенно мужской, отличается от микста? Моя коллега, Анастасия Егорова так отвечает на этот вопрос:

«Звучанием. Микст - это общее понятие, пришедшее из академической школы, где такой звук применялся для сглаживания регистров при переходе из одного в другой. Потом это понятие было позаимствовано и школой современной. По сути, это тот звук, которым учит петь Сэт Риггс. Звук, в котором присутствуют 2 компонента голоса: головной и грудной, с преобладанием все же головного звука, который лучше слышен. Микст тоже бывает разным: cry, twang, даже фальцет (или субтон, как еще его называют). Бэлтинг - тоже род микста, так как полностью грудного голоса не существует, это был бы голос утробный. Бэлтинг же звук очень сильный, плотный и громкий, кажущийся грудным, произведенный толстой массой голосовых связок (в других видах микста связки в верхнем регистре тонкие) и с плотным смыканием.»

Как видите, другой звук создается ДРУГИМ МЕХАНИЗМОМ! Об этом вы можете более подробно узнать, если станете подписчиком на нашу информационную рассылку. В выпусках рассылки содержатся несколько статей, посвященных исключительно этому «фокусу», приему современного вокала.

Став подписчиком, вы получите доступ ко всем опубликованным ранее выпускам.

*****

Завершая в этой статье разговор о бэлтинге, должна сказать о наиболее важном отличии, мимо которого проходят начинающие или не слишком опытные молодые люди (обоих полов). Им кажется (по характеру звука, ведь слушают песни), что такой звук достижим, если просто орать.

Тут, как раз, и «зарыта собака», вернее даже две. Во-первых, если просто орать, то не получится определенного качества ноты, для двора пойдет, для самодеятельности, но не пойдет для искушенного зрителя, который услышит тонкости сразу. Во-вторых, просто орать долго не получится, сорвете голос! Вокальный зажим гарантирован с первого раза! А «звезды» могут петь такой техникой всю жизнь без вреда для голоса! Очевидно, что бэлтинг - это не просто ОР!

*****

Если вернуться к бэлтингу, то относить его к естественному механизму нельзя, несмотря на то, что бэлтинг основан на совершенно естественном механизме крика, то есть, с этой точки зрения, он, КАК БЫ, вовсе не искусственное создание...

Естественный механизм крика часто утрачивается с воспитанием в обществе, о чем довольно подробно рассказывается в рубрике «Соул – основа современного популярного и рок-вокала». А вот воссоздать его уже во взрослом возрасте – очень сложно и требует специальной практики.

*****

Еще один аспект.

Певцы, практикующие бэлтинг, и педагоги, его преподающие, в своей терминологии используют понятие «полный голос». По принятому, например, в Италии и США классификатору. Хотя в России принят иной взгляд на понятие ПОЛНОГО голоса. Я затрагиваю этот аспект в статье «Что такое «связанный» голос?»

С точки зрения тех (в США, Великобритании, Италии), кто обучает такому методу пения высоких нот, именно ОТСУТСТВИЕ даже намека на фальцетное, головное звукоизвлечение характеризует голос словом «полный». Имеется ввиду его тембровый состав, максимально приближенный к «грудному».

То есть, любой микст (или медиум), в котором фальцетный механизм звукоизвлечения находится в качестве неотъемлемой составляющей всего звука, априори не является голосом «полным», он – «разбавленный», именно фальцетом разбавленный! Это лишний раз помогает понять, что без освоения головного, фальцетного звукоизвлечения, невозможно получить качественный микст.

Микст – голос не «полный», с точки зрения техники бэлтинга. Несмотря на его звучание, вызывающее трепет и восторг. Чувства людей и логика природы – вещи разные, то, что нам КАЖЕТСЯ, не всегда таковым является. Ну и, о вкусах не спорю!

Я, например, с удовольствием слушаю и рОковый микст, и микст классический, и бэлтинг, и головной звук, все зависит от КАЧЕСТВЕННОСТИ исполнения и песни в целом, и отдельных ее моментов. Кто знает, какие техники вокала появятся в будущем?

Как видите, ответ на вопрос о том, как петь высокие ноты, поставленный в самой первой статье этой рубрики, далеко не однозначен, и уж точно не может быть дан в двух словах в вербальной форме. Разные есть техники, разные применения, все зависит, повторяю, от того репертуара, ради которого и старается вокалист научиться петь высокие ноты. Ну а высшая школа – владение ВСЕМИ способами, ну разве что за исключением классических, если вы не собираетесь петь в опере.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика