Заголовок

Как петь громче? Вокальная координация

И.Рамзина | декабрь 2011

Эта статья является продолжением разговора о силе голоса и громкости вокала, начатом в предыдущей статье «Сила голоса». Итак, перед вокалистом стоит задача: «Как сделать крик вокальным?» Или, иными словами, как научиться петь ГРОМЧЕ, чем я пою сейчас? Ответ на него неоднозначен. С точки зрения вокальной теории громкость голоса достигается его тембровой перестройкой. Но «тембровая перестройка» - довольно сложная вещь. Вот так запросто начинающему вокалисту не дастся… Этому учатся, когда вокальные навыки стали близки к профессиональным, во всяком случае, БАЗОВЫЕ умения есть, и пора начинать заниматься их «огранкой».

Новичкам же необходимо знать, понимать и уметь пока иное…

*****

Из предыдущей статьи «Сила голоса» понятно, что для усиления голоса необходим более энергичный выдох, который (с точки зрения физики) создаст под голосовыми складками более сильное давление. Складки периодически раскрываются (с частотой звучащей ноты) и пропускают частичку воздуха из «скопившейся» под ними воздушной «подушки». Каждая такая частичка будет обладать тем бОльшей энергией, чем сильнее была сжата в такой «подушке» под складками. Соответственно, тем бОльшая сила будет у звука.

Но увеличивать такое «подскладочное давление» возможно только в определенных пределах. А почему – вы можете прочитать вот здесь. Если вы считаете, что для этого певцу нужно иметь хорошо развитый дыхательный аппарат, то ошибаетесь. Мощность кузнечного горна совершенно не нужна, для решения такой задачи дыхательная мускулатура обычного человека вполне развита изначально.

В качестве примера приведу «орание». Когда вы орёте, эмоция столь мощна, что вы, поневоле, задействуете ВСЮ силу дыхательного аппарата. Обратите внимание, что при этом и мышцы тела сильно напряжены. Даже те, которые не имеют никакого отношения к голосу. Руки, ноги, спина… Вброс гормонов в кровь в огромном количестве! Накопилось! Я те щас скажу!

Ну, правильно, чего желать-то? Весь объем легких устремляется «на вылет»! А там связки.. Да пошли вы! Я те щас отвечу!

Упс! Голос явно не вокальный… У большинства людей… Но есть ведь и такие, которые умеют орать «вокально»)))

Кстати, напряжение определенных мышц тела, а также шеи и внутренних мышц ротовой полости (только надо знать, как и каких) очень серьезно помогает не только создавать и удерживать громкий и мощный звук, но просто абсолютно необходимо для хорошего вокала любой стилевой направленности! И называется такое управление телом - АНКЕРОВКОЙ!

А давайте посмотрим на более щадящий пример. Без ругани. Поем в компании песню-шлягер… Да еще и слегка «подвыпивши». Так ведь все поют! И многие – фальшиво! Надо переорать, я-то умею ноты брать правильно! Эффект – тот же ОР, только без негативной подоплеки. Вернее – эффект «негативный» возникает позже. «Горло» саднит, есть боль, хочется откашляться, больно, иногда, даже глотать…

*****

Слишком сильное давление воздуха (то есть слишком громкий звук, другими словами) обязательно повлияет на работу вокальных складок. Они не справятся с воздухом самостоятельно, не смогут пропустить «через себя» весь воздушный поток, сдержав излишний воздух. На помощь складкам, конечно, придут другие органы, расположенные около складок – ложные голосовые связки. А вмешательство «внешних» по отношению к складкам органов моментально приведет к тому, что в вокале называют ЗАЖИМОМ!

Конечно, зажим, главным образом, создаётся у необученного вокалиста, который еще не умеет управлять своим вокальным аппаратом при пении – это основная причина. В данном случае я говорю о том, что когда весь вокальный аппарат вроде организован правильно, ощущается свобода и легкость, тем не менее можно и не почувствовать, а лишь услышать «напряженность» звука голоса.


В этом примере отлично заметна чрезмерная громкость голоса (форсаж) которая приводит даже к зажиму и искажению мелодии! Обратите внимание на 26-27 секунды!

*****

Поэтому для того, чтобы петь громче, необходимо найти «точку равновесия» между силой воздушного давления и силой складок, исключив влияние «третье стороны» - ложных связок. Как два борца на ковре, которым не мешает «придурок-судья». Один давит, а другой не уступает, потому что так же силен. В результате – топчутся в обнимку в вечной «ничьей»! Баланс сил этих двух «борцов» называют ВОКАЛЬНОЙ КООРДИНАЦИЕЙ.

*****

В процессе фонации лишний воздух приносит вреда больше, чем его отсутствие. Вообще по жизни плохо, когда чего-то мало или когда этого же «чего-то» много. Хоть взять такое понятие, как ДЕНЬГИ! Не зря умные люди говорят, что счастлив не тот, у кого денег много, а тот, кому их ХВАТАЕТ! С воздухом в вокале именно так все и обстоит. Мало – плохо, но и много – еще хуже. Воздуха должно быть столько, сколько нужно для фонации конкретной ноты в нужный момент. Ни больше, ни меньше. Это – баланс. И это же – координация, если связать две системы вокального аппарата, действующие независимо друг от друга.

Ведь этот баланс серьезно, хотя и не полностью ВЛИЯЕТ НА «ПРИДУРКА-СУДЬЮ», то есть выводит из процесса ложные связки.

Привычка создавать звук более громкий, чем необходимо, чем сейчас «выдерживают» связки, МОЖЕТ ВЫРАБОТАТЬ у вокалиста с течением времени «горловой» звук. Классическая вокальная школа говорит о «пении на связках» как о невладении резонансной вокальной техникой, «зажатом» голосе, но говорит слишком «расплывчато». Точная и более «узкая» причина – закрепившаяся в навыке неверная ВОКАЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ!

Для сравнения, звучать правильно этот отрывок мог бы вот так:

Конечно, различных причин «зажима» может быть много, но излишняя громкость, при неумении осуществлять тембровую перестройку - ГЛАВНАЯ причина того, что называют «зажимом». Ну а то, что любой «зажим» моментально разрушает тонкое равновесие – координацию, бесспорно! Хотя вдумайтесь в суть – что первично? Зажим вызывается разрушением равновесия, а не наоборот!

Допустим, все вышесказанное касалось модального регистра голоса, речевого режима работы вокальных складок, а как с режимом «более тонким», высоким, часто говорят – «головной» (или фальцетный)?

*****

Так же, но с учетом того, что для фонации требуется гораздо меньше воздуха. Многие жалуются, что не могут петь «в головном регистре» (или на тонких связках) громко. Это и не получится «с ходу». Фальцетный режим голоса – тонкая штука. В прямом смысле. Связки растянуты и сопротивляться воздуху САМОСТОЯТЕЛЬНО, как в режиме «грудного» голоса, могут только тогда, когда поток воздуха, направленный на них из легких, будет очень мал по сравнению с тем, который нужен для звуков более низких.

Когда поток слишком велик, возникает обратный эффект: истинный ФАЛЬЦЕТ – звук, который характеризуется паразитными воздушными шумами. Лишний воздух проходит МИМО связок! В этом случае попытка увеличить «напор» воздуха приводит лишь к увеличению шумов, а то и к потере интонации. Да-да! Лишний воздух может препятствовать естественному растяжению складок! В мозгу ноту слышу, а спеть без фальши не могу! Часто происходит…

Не менее часто можно слышать разговоры о том, что «ключом» к достижению громкости в верхнем регистре является вокальная опора.

При этом практически никто не говорит о том, что является СУЩНОСТЬЮ опоры. Принято считать, что для создания хорошей опоры нужно развитое, сильное дыхание. У учащегося слово «сильное» сразу ассоциируется со словом «мощное» и с действием – ВЫДОХ делать мощным. Но мощный выдох, в котором воздуха слишком много, мгновенно разбалансирует всю вокальную систему, особенно если речь идет о высоких нотах, требующих очень точной координации! Итог – ФАЛЬЦЕТ!

Я пишу в ответе на один из вопросов в рубрике «Подробности – письмом…» именно об этом, вот ССЫЛКА.

Сущностью же настоящей вокальной опоры является ДОСТИЖЕНИЕ БАЛАНСА между силой выдоха и способностью вокальных складок с этой силой справиться. В статье «Как правильно петь? Вокальная опора» приведен пример упражнения для нахождения опоры в голосе. То, что там говорится, очень напоминает «картинку», которая описана во втором абзаце настоящей статьи. И это не случайность!

Слышимая в голосе «опора» и является главным показателем достижения певцом вокальной координации! Опора – эффект, вызываемый противодействием функций воздушной и генераторной систем голоса! В любом режиме работы связок должен превращаться в звук ВЕСЬ воздух, а не его бОльшая или мЕньшая часть! Отсюда следует простой вывод – воздуха должно быть столько, сколько НУЖНО. Столько, с количеством которого справятся складки. Самостоятельно. Без помощи ложных.  

*****

Координация – ключ к нахождению вокальной опоры, к получению и развитию возможности петь в более высокой тесситуре, а, исходя из данной статьи – еще и к усилению собственного голоса! Да-да! Такие, казалось бы, разные плоскости пересекаются в одной области, имеют одну основу! Поэтому вокальную координацию называют «Технологическим аспектом техники вокала» и считают ВАЖНЕЙШИМ показателем обученности вокальной технике.

Может сложиться впечатление, особенно если воображение рисует двух топчущихся в обнимку борцов, что вокальная координация не приведет к РОСТУ силы голоса. Как же будет увеличиваться моя громкость, если все всегда В РАВНОВЕСИИ? Прочитайте, пожалуйста, «Тембр голоса и громкость голоса», вам многое станет понятно, а упражнение для развития силы голоса дано в одной из последующих статей.

Но прежде поговорим о различных проявлениях силы голоса в вокале. Один из них – ФОРСИРОВАНИЕ.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика