Заголовок

Голос баритон

И.Рамзина | ноябрь 2012

Баритон, как тип мужского голоса, наиболее распространенное явление среди представителей «сильного пола». Тип голоса – отражение очень сложных физиологических процессов, происходящих в организме в период его взросления. Поэтому до сих пор наука не может однозначно определить ВСЕ факторы, от которых зависит, каким будет голос мальчика, когда он станет мужчиной.

Одним из самых важных и значимых является генетический механизм, приводящий к росту в пубертатный период гортани и всего того, что находится внутри нее. В первую очередь это касается размера и массивности голосовых складок. Чем они больше, тем тип голоса – ниже. Причем корреляция размера гортани с массой самого человека и его «габаритами» отсутствует. Субтильный молодой человек может петь басом, а грузный и «пузатый» вокалист – быть прекрасным тенором! Посмотрите на бас-профундо в «Хоре Турецкого»!

Но, так или иначе, влияние размера гортани, складок – велико!

Кроме того, массивность складок, их строение, а также соответствующие объемы резонаторных полостей приводят к определенному тембру голоса, более «темному», как скажет специалист, нежели тембр тенора – «светлый». Эти характеристики – продукт восприятия, «договорное» определение, не имеющее ничего общего с философскими понятиями «света и тьмы». Баритон – не «обитель зла» (а тенор – не голос ангела), это всего лишь краски. Ведь нельзя сказать, что желтый цвет «божественнее», чем синий, это просто разные оттенки одного и того же явления.


………

Диапазон классического баритона

Баритон занимает среднее высотное «положение» среди типов мужских голосов, «родная» стихия среднестатистического баритона – диапазон от середины большой до верха малой октавы. Голос нельзя определять только диапазоном, но подавляющее большинство мужчин в молодом возрасте (не подростковом!), имеющих этот тип голоса, уверенно и свободно чувствуют себя именно в данном отрезке нотной шкалы.

Знаток может удивленно вскинуть брови: «Как до верха малой? Диапазон баритона доходит до Ля первой октавы!» Все так, но в самом начале первой октавы у баритонов находятся переходные ноты (о них – ниже), и всю первую октаву этот тип голоса поет способом микстования – «смешивая грудной регистр с головным».

Хотя данное выражение не зря взято в кавычки. Как выяснено на сегодняшний день наукой, ничего ни с чем на самом деле не смешивается, понятие МИКСТ не описывает каких-либо реально происходящих процессов. Просто таким словом традиционно обозначается определенный вид тембра мужского классического голоса.

Чтобы создать такой тембр, нужна определенная вокальная техника, а вот у новичков она как раз отсутствует, это продукт длительной специальной тренировки.

В КЛАССИЧЕСКОЙ традиции баритону отводится определенный участок «нотного стана»:

Как видно из схемы, повторяю, ноты первой октавы классика требует петь в смешанном режиме, миксте. Это правильно, поскольку обусловлено задачами и защиты голоса (ведь регистровое строение никто не отменял), и традицией классического вокала. «Если вы – баритон, то такая-то нота должна звучать у вас так-то (тембрально), а не иначе. Если вы поете иначе, то в опере вам делать пока нечего». Так можно скомпоновать в общих чертах основные требования к баритону, звучащие на подмостках «серьезных» театров.

Впрочем, такие требования распространяются и на тенор, и на бас. Это – ТРАДИЦИЯ, которую нужно уважать, вы же не зайдете в церковь в шортах или мини юбке?

Каким бывает баритон

Баритон – общая характеристика, внутри этого типа голоса различают несколько подтипов.

Лирический баритон (Баритональный тенор). Как писала в статье «Голос тенор», нужно очень постараться, чтобы отличить лирический баритон от драматического тенора, настолько они похожи. Такой голос является переходным между тенором и баритоном. Различия очень тонки и малозаметны, но специалисты относят голоса певцов, примеры которых приведены, именно к переходным. Как пишет «Википедия»:

«…близок к теноровому тембру, но типично баритонального оттенка».

Х. Кура “Ария Мефистофеля”


Ю. Мазурок “Куплеты Эскамильо” (Бизе. Кармен)

………

Лирико-драматический баритон. Типичный баритон, самый ярко выраженный голос из этого семейства, тембр светлый и яркий, голос сильный, причем певец, обладающий таким голосом, одинаково легко может петь как партии, написанные для лирбаритона (драмтенора), так и написанные для баритона драматического.

М. Магомаев “Мелодия”

Г. Отс “Ария Мистера Х” (Кальман. Принцесса цирка)

………

Драматический баритон. Тут лучше всего скажет «Википедия» (зачем изобретать велосипед):

«Голос более тёмного звучания, большой силы, мощного звучания на центральном и верхнем участках диапазона. Партии драматического баритона более низки по тесситуре, но в моменты кульминации поднимаются и до предельных верхних нот».

Д. Хворостовский “Нет, не тебя так пылко я люблю...”

М. Глушко “Ариозо Ренато” (Верди. Бал-Маскарад)

………

Бас-баритон. Голос, переходный, между баритоном и басом, самый низкий из имеющих баритональный тембр. Поэтому часто бас-баритон считают басом. И тем не менее…

Ф. Шаляпин “Куплеты Мефистофеля”

Д. Лондон “Ария Игоря” (Бородин. Князь Игорь)

………

Переходный участок для баритона.

Где в среднем располагаются переходные ноты для баритона, видно на схеме. Это касается непоставленных, неразвитых голосов, поскольку голос профессионала просто не замечает переходного участка, привыкнув его «обходить» и «преодолевать». А вот начинающим переходные ноты часто кажутся абсолютным злом, которое невозможно победить.

Очень часто молодые люди расстраиваются, когда выясняется, что тип их голоса нужно относить к баритону, а не тенору. Им кажется, что природа обделила их, подарив самое ценное другим. Наличие на сцене теноров – мода! А она – дама переменчивая! Во времена Моцарта, например, основные партии для героев опер писали для баритональных голосов. Да и не все так однозначно.

Баритон – голос с наиболее богатым тембром. Природа, как умный строитель, старается держать все свои «конструкции» в равновесии, всегда уделяя середине наибольшее внимание. Голоса, находящиеся на границах общей линейки (бас и тенор), как бы «расплачиваются» с ней (природой) меньшим богатством тембра за высотные возможности.

Это трудно воспринять, слушая один и тот же голос, вывод следует из рассмотрения очень большого количества различных голосов, принадлежащих, тем не менее, к одному из трех типов. Как педагог, достаточно долго занимающийся своим делом, могу сделать такой вывод, исходя из собственной практики.

Именно баритон (как и средний женский голос меццо-сопрано) – наиболее «запрограммирован» потенциально. В рамках классической традиции, как видно на схеме в начале статьи, трудно сделать подобный вывод, как-то уж все «усправедливлено». Слово-то какое, а?! Сама не ожидала!

Все типы – диапазон в 2 октавы. Вроде, по возможностям, одинаковые. Ан, нет! Но подробнее раскрыть эту тему можно, если взглянуть на реалии неклассического вокала, обратиться к современной сцене и многообразию ее голосов. Не классикой единой жив баритон в современном вокале ! И его присутствие очень велико! Смотря на что смотреть!

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика