Заголовок

Вибрато

И.Рамзина | октябрь 2010

Можно было бы начать статью об эффекте ВИБРАТО с определения вибрато из «Вокального словаря» или Википедии, но нужно ли? Ведь самое интересное заключается в том, что ПРИРОДА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭФФЕКТА ВИБРАТО в голосе так и не ясна до сих пор. Да, как это ни покажется странным, специалисты так и не выработали пока единого мнения о том, почему возникает вибрато. Объяснение происхождения эффекта вибрато можно найти в «Резонансной теории искусства пения» профессора Морозова В.П. – виднейшего российского специалиста в области изучения вокального голоса. Как проявляется ВИБРАТО – каждый может услышать сам.

Так звучит вибрато в женском голосе

Всякий процесс обязательно имеет свои границы, свою «область определения», что ли. Для вибрато эти границы заключены в коридоре 6-7 Гц (колебаний в секунду). Если звук вибрирует с большей или меньшей чем 6-7 Герц частотой, то говорить о вибрато уже не приходится, такие вибрации считаются в вокале «неправильными» и называются качанием (если меньше 6 Гц), тремоляцией, «блеянием» (если чаще 7 Гц).

Вибрато – достаточно необычный эффект. Его необычность проявляется хотя бы в том, что вибрато «включается» или «запускается» только на длительных вокальных гласных звуках. По этой причине вибрато никогда не услышать в обычном разговорном голосе, ему просто НЕГДЕ там включиться!

Нередко встречаются голоса, которые обладают качественным эффектом вибрато от природы, но тем не менее этот эффект нельзя отнести к свойствам голоса вообще, все же у большинства людей при начале занятий вокалом вибрато не наблюдается, а «запускается» оно позже – при правильных и систематических занятиях. Вибрато очень тесно связано с пением «на опоре». Если вы «нашли опору», то есть оптимизировали работу своего вокального аппарата, вибрато не заставит себя ждать. Очевидно, что пение вполголоса, фальцетирование НЕ ВЫЗОВУТ ВИБРАТО при любых стараниях.

Почему? Я же говорю, природа возникновения вибрато очень сложна. Профессор В.Н.Морозов выделяет несколько факторов, которые приводят к появлению в голосе вибрато:

«Действительной причиной вибрато певческого голоса следует считать деятельность всего комплекса звукообразующего аппарата и, в частности, периодические, происходящие с частотой вибрато движения гортани, языка, глотки, изменяющие объем резонаторных полостей. Иногда в процессе образования вибрато вовлекаются и содружественные движения дыхательной мускулатуры…
Движения эти нередко можно наблюдать у певцов простым глазом, а если во время пения приложить руку к гортани певца, на его грудную клетку или на брюшной пресс, то движения вибрато обнаруживаются совершенно отчетливо.
…экспериментально установлено, что частотные характеристики легких и грудной клетки человека, повторяю: именно как механической, а не акустической системы, имеют максимум, т.е. наличие резонанса на частотах 6-9 Гц, что и облегчает формирование модуляций вибрато именно в этих частотных пределах.
…в процессе речепроизношения (слогоделения, т.е. чередования гласных и согласных) артикуляционные органы человека колеблются со средней частотой 4—7 Гц, что также свидетельствует о механическом резонансе артикуляторной системы на этих частотах…
… Очевидно вибрато возникло, образно говоря, «по заказу слуха» и является отражением повышенной физической и эстетической чувствительности слуховой системы человека к амплитудно-частотной модуляции с частотой 4-8 Гц. Слух же эти свойства приобрел в свою очередь в результате адаптации к восприятию речевого сигнала. Известно, что длительность гласных в пении, достигающая подчас 3-7 и более секунд (а также длительность музыкальных звуков), значительно превосходит длительность речевых гласных, которая почти в точности укладывается в длительность периода вибрато (150-200 мс). Это обстоятельство, по-видимому, и потребовало дробления протяжных певческих и музыкальных звуков на сегменты, равные по длительности оптимальной длительности речевых сегментов (слогов). Иначе говоря, произошло своего рода уподобление амплитудно-частотных модуляционных (АЧМ) характеристик пения и музыки АЧМ - характеристикам речи. Таким образом, есть основание связать эволюционное происхождение вибрато в пении и музыке с амплитудно-частотно-модуляционными характеристиками речи и слуха. Такая гипотеза в общей форме согласуется с представлениями психологов о происхождении музыкальных ритмов в связи с ритмами рабочих движений и ритмами физиологических функций человека.»

Согласитесь, объяснение простым не назовешь.

Вообще вибрато характеризует именно ПРАВИЛЬНОСТЬ работы вокального аппарата, выражающуюся в его расслабленности при пении, отсутствии, как говорят, «зажимов». Вот вам пример:


Вибрато в голосе маленькой девочки – следствие «правильности» работы ее вокальных органов, ведь она и не задумывается о том, как петь правильно, а просто поет, как ей удобнее и больше нравится!

В том случае, если голос «прямой», безвибратный, вибрато можно выработать, если делать упражнения, снимающие излишнее напряжение с гортани, то есть устраняющие зажим. И важнейший навык вокалиста, который и запустит вибрато - вокальная координация. Сам по себе этот навык дается тоже нелегко, но он необходим. Этим мы просто освобождаем путь природе голоса, которая со временем берет свое, и вибрато запускается. Вызвать вибрато искусственно невозможно, мне, по крайней мере, это неизвестно.

Вибрато - эффект, который невозможно развить ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО. Под невозможностью я понимаю то, что лучше объяснить на примере. Предположим, юноша приходит в атлетический зал с целью накачать только БИЦЕПСЫ. Тренер ему объясняет, что так не делают, даже если ему и удастся только одни бицепсы развить до уровня Шварценеггера, то все остальное тело будет выглядеть при этом ужасно, просто потому, что несбалансированно. А юноша настаивает. Ну не знает он глубин… Пусть даже он и выполнит свою мечту, бицепсы станут, как шарики воздушные… Так вот, в атлетическом зале это, пусть чисто теоретически, возможно, поскольку существуют специальные упражнения (изолированные), а в вокале в применении к вибрато – нет! Изолированных упражнений не существует пока в принципе!

Ряд специалистов предлагают (но это используется, как правило, ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ) вызывать ПОДОБИЕ вибрато. Ну, например, легкими нажатиями на живот в момент фонации создавать толчки звука. Если нажатия будут по своей частоте 6-7 раз в секунду, то голос также будет вибрировать, точнее мы услышим вибрацию, поскольку воздух начнет выходить толчками, понимаете? Или предлагают еще в момент пения одной рукой делать «отмашки». В горизонтальной плоскости их делать удобнее, чем в вертикальной. Частота отмашек также должна соответствовать правильному вибрато - 6-7 Гц. Благодаря создаваемой вибрации (резко двигающаяся вперед-назад рука оказывает воздействие на вокальный тракт от легких до трахеи) воздух так же выходит толчками. Это все - не настоящее вибрато. Ведь настоящее вызывается, главным образом, ПЕРИОДИЧЕСКИМИ ДВИЖЕНИЯМИ ГОРТАНИ вверх-вниз!

Такие способы нужны, чтобы НАТОЛКНУТЬ сознание ученика на то, КАК ЕГО ГОЛОС БУДЕТ ЗВУЧАТЬ, КОГДА У НЕГО БУДЕТ ПОЛНОЦЕННОЕ ВИБРАТО! Сам эффект вибрато таким образом не выработать.

Наличие в голосе эффекта вибрато является неотъемлемым свойством голоса, поставленного по академической модели. В голосе классического певца вибрато НЕ МОЖЕТ НЕ БЫТЬ! Его просто не пустят на сцену, потому что его никто не станет слушать! Прямой голос считается в классике вокала просто неразвитым. Конечно, такое сочетание – прямой голос и классический вокал, возможно лишь гипотетически, поскольку развитие голоса в академической традиции обязательно приведет к запуску вибрато, в противном случае певец просто не состоится, признают профнепригодным.

Л. Казарновская «Призрак в опере»

А как обстоит дело с эффектом вибрато в вокале нетрадиционном, у современных певцов популярных стилей – в роке, в попсе, эстраде? А по-разному обстоит. Разные есть голоса.

Сам репертуар, современная песня, точнее ее метроритм не дает вибрато возможности «включиться», поэтому эффект вибрато – очень редкий гость на современной сцене. Но это не значит, что оно отсутствует вовсе.

А. Варум «I wanna be loved by you»

А. Панайотов «Леди дождя»

Слушая выступления, трудно говорить о наличии или отсутствии этого эффекта в голосе певца – в большинстве песен для вибрато просто нет места. С одной стороны это даже неплохо – резко увеличивается количество потенциальных певцов, ведь можно и не развивать голос до уровня классического вокала, где без вибрато – никуда. Но вот с другой стороны… Возможность использования «прямого» голоса, появляющаяся на современной сцене, дает лишнюю возможность поклонникам классического вокала в очередной раз «махнуть рукой» в сторону вокала современного, дескать «и вокалом-то современное пение называть нельзя, сравнили слона с чайником…» И ведь во многом это мнение верно! Однако, справедливости ради, следует все же сказать, что лишь публика дает оценку голосу певца тем, что она слушает или не слушает его песни. Не стоит поклонникам классики обрушиваться с критикой на современных певцов, уж слишком ДРУГАЯ музыка сегодня звучит…

К. Орбакайте «Я это вижу»

Сплин «Выхода нет»

Косвенным доказательством почти полного отсутствия эффекта вибрато в современном репертуаре стало (для меня по крайней мере) то, что приходящие ко мне заниматься молодые люди часто бывают крайне обескуражены, когда в результате занятий у них в голосе появляется эффект вибрато. Они даже сначала считают это каким-то дефектом голоса. А ведь все они слушают огромное количество современной музыки, а не классической! Согласитесь, если бы вибрато встречалось в современном репертуаре часто, оно вряд ли вызывало бы удивление у молодых людей!

Несмотря на то, что мы занимаемся развитием голоса методами, отличающимися от применяемых в традиционной вокальной методике, вибрато в голосе студентов включается в свое время. Ведь принципы современного вокала базируются на СВОБОДЕ мышц вокального аппарата, и когда происходит окончательное снятие зажимов и голос обретает полную свободу, тогда и ВИБРАТО, проявляется в полную силу!

*****

Однако, разговор о вибрато на этом сайте продолжен, поскольку этот эффект имеет множество проявлений и оттенков, статьей «Что мы знаем и не знаем о вибрато?». В ней приводится несколько переработанный перевод статьи с одного из итальянских сайтов - сайта Ассоциации логопедии и фониатрии. Информация, изложенная в ней, будет интересна многим, так как затрагивает некоторые формы вибрато, проявляющегося именно в современных вокальных стилях у американских звезд, исторические факты о вибрато в разные периоды, от средневековья до расцвета оперы в 19-м веке и дает еще много интересных фактов. Мы же продолжим в этой рубрике разговор несколько в другом направлении.

А как вообще функционирует эта система? Как голос образуется на физическом уровне? Об этом вы узнаете из блока статей о резонансе. Вот первая статья.

Хотя я предложила бы сначала подробнее посмотреть на то, что такое РЕГИСТРЫ ГОЛОСА. Начнем разговор о них в следующей статье.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика