Заголовок

Тембр голоса и громкость голоса

И.Рамзина | сентябрь 2009

Пришла пора затронуть и другие свойства голоса – его громкость и тембр. До сих пор подавляющая часть блока «Первые вокальные уроки. Что нужно знать о голосе» посвящалась вопросам, связанным с диапазоном. Это оправдано тем, что наибольшую сложность при развитии голоса в современной вокальной манере (и не только в современной) представляет именно увеличение своего диапазона с обязательным КАЧЕСТВЕННЫМ изменением голоса в его фальцетной части, то есть приход вашего голоса от фальцета к головному голосу.

Термин «головной голос» (HEAD VOICE) употребляется главным образом на Западе, в классической традиции такой голос носит название МИКСТ. Правда, учитывая существенное различие в технике академического и неакадемического вокала, ставить знак равенства между микстом и головным голосом нельзя. 

Пришла пора затронуть и другие свойства голоса – его громкость и тембр. Как уже говорилось («Как научиться петь? Сначала изучи свой голос») сила голоса не имеет решающего значения на начальном этапе работы, даже может помешать, и вот почему.

Интенсивность звукового потока, громкость, целиком и полностью зависит от давления воздуха, которое наши легкие создают в области гортани, находящейся непосредственно ПОД голосовыми складками. Естественно, для создания любого давления голосовые складки в этот момент должны быть сомкнуты.

При громком звуке воздух буквально «прорывает» складки, они же пытаются инстинктивно сдержать избыточное давление. При этом такое взаимодействие «складки-воздух» напоминает войну, а не сотрудничество, контролировать звук становится очень затрудненно, музыкально точный звук получается не всегда, о головном голосе можно сразу забыть, так как при большом количестве воздуха может родиться только фальцет. Налицо форсирование, пересушивание складок и вокального тракта с вытекающими болезнями и прочим.

Подробнее о том, что такое громкость, и каким образом она создается, вы можете прочитать в статьях «Как петь громче? Вокальная координация».

Вся начальная работа ведется только на щадящей громкости – средней для разговорного голоса. Усиление вашей громкости должно быть СЛЕДСТВИЕМ правильного развития голоса. Можно говорить, таким образом, о «правильной» громкости обученного вокалиста и «неправильной» всех остальных. Не имеет значения стилевое направление! Мощный рок-вокал тоже нужно уметь создавать правильно!

Такая «правильная» громкость голоса , его сила, возникает и тренируется именно при систематических вокальных занятиях. Приучить голосовые связки справляться со все более возрастающим потоком воздуха без потери качества звука – задача, которая решается лишь маленькими, постепенными, но частыми шажками. Нарушение верной последовательности действий при вокальных занятиях, попытки побыстрее достигнуть желаемого, чаще всего становятся причиной вокальных неудач.

Тембр – штука более тонкая. Изначально, тембр нашего голоса всецело зависит от размеров и формы полостей-резонаторов, из которых состоит весь вокальный тракт. Так как строение этих полостей (бронхов, трахеи, глотки, гортани, рта, носовых полостей) индивидуально, то и тембр голоса у всех свой. Подробнее об этом вы можете прочитать в блоке статей «Резонанс и резонаторная система». Классическая система развития голоса обладает приемами, которые могут изменять в какой-то степени тембр голоса певца, в современном вокале подход к этому делу иной.

А зачем его менять? Индивидуальность голоса певца и есть тот «бриллиант», ради которого публика идет на его концерты и покупает диски с его песнями, здесь лучшее – враг хорошего. А богатство возможностей и неограниченность современного вокалиста в приемах звукоизвлечения уже сами по себе приводят к разнообразию. Не требуется специальной работы над тембром, в любом случае он изменится в лучшую сторону при правильных систематических занятиях.

Думаю, не ошибусь, если предположу, что изучение потенциала вашего голоса (конечно, если вы выполняли то, что я предлагала в статьях блока «Первые вокальные уроки. Что нужно знать о голосе») расставило для вас многое по своим местам. Уверена, исчезла боязнь (если она была) чего-то совершенно неведомого, находящегося за рамками понимания.

Конечно, это только самое начало, но именно в начале необходимо раскрепоститься, самостоятельно «опробовать» свой голос в различных его проявлениях, подружиться с ним, чтобы идти дальше с интересом, а не со страхом.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика