Заголовок

Грудной голос и диапазон речи. Что общего?

И.Рамзина | август 2009

Казалось бы, речевой диапазон и грудной голос – понятия тождественные. Однако, это не совсем так. РЕЧЕВОЙ ДИАПАЗОН - это тот участок вокального диапазона, на котором звучание вокала называют ГРУДНЫМ ГОЛОСОМ. Речевой диапазон голоса есть у всех людей на свете, но не про каждый голос, звучащий на этом отрезке, можно сказать, что это настоящий вокально развитый ГРУДНОЙ ГОЛОС.

В современном вокале речевая часть диапазона голоса имеет главенствующее значение. Нет ни одной песни, в которой бы не использовался речевой диапазон певца. Наоборот, существуют такие, в которых другие «части» голоса вовсе не задействованы композитором, и вся песня исполняется ТОЛЬКО в речевом диапазоне.

Да возьмем ту же «Во поле береза стояла…». Неважно, поет ее женский голос или мужской, важно, что во время ее исполнения голосовые складки и мужчины, и женщины будут работать в самом привычном и удобном для них РЕЧЕВОМ РЕЖИМЕ. Хотя, конечно, песня, исполненная женским голосом будет звучать, естественно, выше.

Ваш речевой диапазон (речевая часть полного голоса) будет находиться где-то в области речевого отрезка, указанной на схеме в статье «Диапазон голоса», но нужно определить точные границы именно ВАШЕГО индивидуального речевого отрезка, вы ведь со своим голосом собираетесь работать, а не со среднестатистическим. Причем для вокала очень большое значение имеет крайняя верхняя точка речевого диапазона или, если быть точнее, самый верхний его участок.

*****

Для женщин он может представлять собой 2, реже 3 ноты (то есть участок в 1 – 1,5 тона, скажет музыкант), у мужчин, как правило, 1 ноту, или 0,5 – 1 тон. В этом участке голоса находится его переломная точка – из речевого он становится другим, более тонким, высоким, его еще называют фальцетом. Не думаю, что найдется человек, который никогда не использовал свой фальцетный голос, мужчине достаточно просто заговорить женским голосом, а женщине – детским, и вот он – ваш фальцет в полной красе!

Попробуйте это на себе. Прямо сейчас. Теперь разница между речевым и фальцетным голосом очевидна, не правда ли? Обратите внимание, при переходе голоса в фальцет поменялось ощущение в горле, оно как будто бы сжалось, верно? Так вы ощущаете изменение механизма (режима) работы голосовых складок.

Определить свой речевой диапазон проще, если отталкиваться от УДОБНОГО звука. На странице «Вокал для взрослых. С чего начать?» я рассказала об этом звуке, вот с него и начните, поднимаясь по пол-тона вверх. Не надо тянуть звук по 10-20 секунд, достаточно просто попасть в каждую ноту и все. Вот только петь нужно обязательно в технике ЛЕГАТО! Плавно переходя от звука к звуку, а не «прыгая» от ноты к ноте.

От удобного звука (он, если вы правильно его нашли, находится примерно в середине вашего речевого диапазона) вы споете несколько звуков вверх и почувствуете, что подняться выше уже просто не можете! Вернее, можете, если только переключите голос в фальцет, но не надо пока этого делать. Эта последняя пара нот дается вам с напряжением, вы чувствуете сильное сопротивление всего организма, вашему голосу очень неудобно, все, предел! Да-да, все именно так и происходит. Вот тут-то и находится переломный участок.

Ноту, которая соответствует этой предельной для речевого голоса высоте, называют ПЕРЕХОДНОЙ нотой. Или, соответственно, ПЕРЕХОДНЫМИ НОТАМИ (подробнее см. «Переходные участки голоса - наши вокальные маяки») , если участок имеет длину в несколько нот. От усердия иногда появляется соблазн все-таки спеть еще одну нотку, повыше на полтона, а за ней и еще одну… И это возможно сделать, если мобилизоваться, вдохнуть побольше воздуха, сильно продавить звук, почти прокричать его. Возможно, НО НЕ НУЖНО.

Такой прием в современном вокале не так уж редко используется, его название – ФОРСИРОВАНИЕ. Как правило, его считают вредным для голоса, но, примененный в небольших дозах и в нужном месте, он себя оправдывает. Оправданное форсирование связано лишь с идейно-эмоциональной задачей определенного момента в песне. Проблема в том, что форсирование, которое делает неподготовленный голос, очень плохо на него влияет, для того, чтобы использовать такой прием нужно сначала развить, укрепить и закалить свой голос.

О переходных нотах, проявлениии в голосе форсирования посетители сайта задают много вопросов. Если вас интересуют подробности, то можете дополнительно почитать информацию из рубрики «Подробности письмом».

При использовании форсирования в данном конкретном случае речевой диапазон будет определен неправильно, переходная нота «отодвинется» от истинного положения немного выше, придется потом все переделывать. Лучше до переходной ноты немного недотянуть, определив ее чуть ниже истинного расположения.

Дело в том, что во время определенных состояний организма (усталости, депрессии), наш голос в целом становится несколько ниже. Это связано с общей физиологией организма, а раз наши связки – часть его, то и на их работу накладывается общий фон.

Чуть выше я писала о нескольких звуках, которые вы споете вверх от удобного, пока не почувствуете, что голос «уперся», и обычным, привычным способом петь выше вы уже будете не в состоянии. Но даже те ноты, которые вы только что пели, тоже дались вам с напряжением, и это напряжение росло с ростом высоты звука, так? Можно ли такие ноты называть «удобными», и где оно кончается – удобство, а начинается напряжение? Зачем это знать, почему это важно, как использовать эту информацию?

Об этом – в следующей статье, скажу только, что с прекращением «удобства» звукоизвлечения начинается в голосе человека так называемый «средний регистр», о важности владения которым говорят все, без исключения, специалисты. А подробный рассказ о регистрах голоса идет в блоке «Базовые знания и навыки».

А как быть с нижней границей? Точно определить ее не столь важно, однако определить все-таки стоит. Самый простой способ определения нижней точки речевого диапазона связан с понятием громкости. Если вы, начиная, опять-таки, с УДОБНОЙ ноты будете постУпенно (по полутонам) спускаться вниз, в какой-то момент времени голос «провалится», то есть вы почувствуете резкое понижение громкости. Вот этот момент и нужно зафиксировать.

Данная нота – нижний предел речевого диапазона. Проверить это можно, постарайтесь монотонно НА ЭТОМ ЗВУКЕ прочитать какое-нибудь предложение (да хоть из газеты). Трудно? Поднимите границу на полтона вверх, а лучше сразу на тон. Абсолютно точное определение границ сделать невозможно, все-таки мы – живые существа, а не роботы.

Предположим, вы еще не владеете в должной степени фальцетным участком своего голоса, а поете только в речевом диапазоне. В этом случае знание границ своего речевого голоса уже позволяет вам подбирать для себя песни, основываясь на ТЕССИТУРЕ.

Тесситура – высотный диапазон мелодии песни, если по-простому.

Если самая высокая нота в песне НИЖЕ верхней границы вашего речевого диапазона, а самая низкая ВЫШЕ нижней границы, вся тесситура помещается ВНУТРИ речевого диапазона, и это значит, что проблем с неудобными по высоте звуками для вас не будет, можно включить песню в репертуар. Кроме того, знание границ речевого участка голоса позволяет музыкально грамотному человеку верно произвести, в случае необходимости, ТРАНСПОНИРОВАНИЕ (изменение тональности) песни, чтобы ее тесситура «попала внутрь» речевого диапазона голоса певца.

А что же дальше, выше речевого голоса?

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика